Экзаменационные требования

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Экзаменационные требования по специальности

073101 «Инструментальное исполнительство»

по виду «Фортепиано»

1 Исполнение программы

  1. полифоническое произведение 2-3-х – голосного склада;
  2. произведение крупной формы (I-я часть сонаты, рондо, вариации);
  3. два этюда на различные виды техники;
  4. пьеса;
  5. пьеса башкирского композитора (по желанию).

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Фортепиано» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4, диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
  2. спеть гамму – мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
    3. аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
  4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3 б);
  5. определить на слух: а) лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени; б) интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3); в) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда).
  6. спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
  2. уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
  3. знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
  4. сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональностей, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности;
  5. знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
  6. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
  7. в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны или характерные интервалы) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
  8. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  9. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

по виду «Оркестровые струнные инструменты»

1 Исполнение программы

– по классу скрипки и альта:

  1. трехоктавная гамма (мажорная или минорная по 4, 8, 12 и 24 звука легато), трезвучия с обращениями, ум 7 и Д 7 и арпеджио (по 3 и 4 звука легато);
  2. мажорная и минорная гамма в терцию, сексту и октаву в пределах первых трёх позиций (по 1 и 2 звука легато) в умеренном движении;
  3. два этюда на различные виды техники;
  4. одно произведение крупной формы (одну-две части сонаты или концерта);
  5. две разнохарактерные пьесы.

– по классу виолончели:

  1. трехоктавная гамма (мажорная или минорная) по 4, 8, 16 звуков легато и арпеджио в умеренном движении;
  2. мажорная и минорная гамма в терцию, сексту и октаву в пределах первых трёх позиций (по 1 и 2 звука легато) в умеренном движении;
  3. два этюда на различные виды техники;
  4. произведение крупной формы (одну-две части сонаты или концерта);
  5. две разнохарактерные пьесы.

– по классу контрабаса:

  1. одна гамма;
  2. один этюд;
  3. две разнохарактерные пьесы или несложное сочинение крупной формы.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Оркестровые струнные инструменты» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
    3. аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
    4. спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б и в).
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
    3. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
  5. спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

 по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
  2. знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноимённые и энгармонические тональности;
  3. уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
  4. сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей;
  5. знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
  6. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
  7. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  8. в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны и характерные), определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
  9. читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

Для поступающих на специальность «Оркестровые струнные инструменты» (по классу контрабаса) экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4 – диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа;
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе;
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
    3. аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
    4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3б,в;
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
    3. интервалы и аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п.3);
  5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
  2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
  3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. строить в тональностях до 4-х знаков главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

1 Исполнение программы

– по классу духовых инструментов:

  1. две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе, стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
  2. один этюд;
  3. две разнохарактерные пьесы или одну часть крупной формы.

– по классу ударных инструментов исполнить на ксилофоне:

  1. две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе в умеренном движении и арпеджио;
  2. одну-две пьесы или часть крупной формы.

– исполнить на малом барабане:

  1. ритмические фигуры (двойки, тройки, ритмические комбинации);
  2. один-два этюда.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Оркестровые духовые и ударные инструменты» экзаменационные требования по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
    3. аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
    4. спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б и в).
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
    3. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
  5. Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, ?, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре.
  2. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
  3. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. в мажорных и минорных тональностях до 4-х знаков в ключе строить главные трезвучия и их обращения, Д 7 с обращениями, вводные септаккорды.

по виду «Инструменты народного оркестра»

1 Исполнение программы

по классу баяна, аккордеона:

  1. одно полифоническое произведение;
  2. одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины);
  3. одна пьеса;
  4. один этюд;
  5. обработка народной песни.

по классу домры, балалайки, гитары:

  1. две разнохарактерные пьесы;
  2. один этюд.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Инструменты народного оркестра» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.

– по сольфеджио

  1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
    3. аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
  4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
  5. определить на слух:
    1. лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
    3. интервалы и аккорды от звука.
  6. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
  2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
  3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.

по виду «Национальные инструменты народов России»

1 Исполнение программы

по классу курая и баяна:

  1. исполнение двух-трёх разнохарактерных народных мелодий (башкирских, татарских, русских т.д.);
  2. умение импровизировать.

по классу думбыры и кыл-кубыза:

  1. проверка музыкальных данных (слух, ритм, музыкальная память)
  2. исполнение 2-х кубаиров.

Поступающие на специальность «Национальные инструменты народов России» должны знать историю и культуру своего народа, уметь исполнять несложные народные песни, тонко передавать их содержание.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
    3. аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
    4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
    3. интервалы и аккорды от звука.
  5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
  2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
  3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.

Экзаменационные требования по специальности

073502 «Хоровое дирижирование»

1 В экзамен по специальности «Хоровое дирижирование» включается:

  1. дирижирование одного произведения;
  2. проверка музыкальных данных и дирижёрского аппарата (руки);
  3. игра на фортепиано несложной песни (с тактированием);
  4. исполнение двух произведений (народная песня, романс);
  5. прочитать стихотворение наизусть.

Все поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» проходят медицинский осмотр врача — фониатра. Поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» должны иметь:

  1. здоровый голосовой аппарат;
  2. отсутствие речевых дефектов.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Хоровое дирижирование» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, ?, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
    3. аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д.7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7)
    4. спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б, в).
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды от звуков;
    3. интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
  5. спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, ?, 4/4 в объеме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

 по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
  2. сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей;
  3. знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
  4. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
  5. лююи от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды.

3 Фортепиано

Поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» сдают экзамен по фортепиано:

  1. полифоническое произведение 2-3 голосного склада;
  2. одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины)
  3. одну пьесу;
  4. один этюд.

Экзаменационные требования по специальности

070214 «Музыкальное искусство эстрады»

1 Исполнение программы по виду «Инструменты эстрадного оркестра»

– по классу фортепиано:

  1. два этюда на различные виды техники;
  2. одно полифоническое произведение двух-трёх голосного склада;
  3. одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины )
  4. эстрадно-джазовые пьесу.

– по классу духовых инструментов (саксофон, тромбон, труба):

  1. две гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
  2. один этюд;
  3. две разнохарактерные пьесы (в том числе кантиленного характера) или части циклического произведения;
  4. одну эстрадно-джазовую пьесу.

– по классу ударных инструментов исполнить на ударной установке:

  1. основные технические приемы (одиночные и двойные удары, ритмические комбинации);
  2. полиритмический этюд (на совместную работу рук и ног);
  3. небольшое соло (8-16 тактов);
  4. три-четыре разновидности фактуры аккомпанемента в эстрадно-танцевальной джазовой музыке.

– по классу бас-гитары:

исполнить разными способами звукоизвлечения (плектором или пальцами):

  1. две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе в умеренном движении и арпеджио;
  2. два разнохарактерных этюда (технический и ритмо – стилистический);
  3. классическую пьесу или часть циклического произведения;
  4. одну эстрадно-джазовую пьесу.

– по классу гитары и электрогитары:

исполнить разными способами звукоизвлечения (плектором или пальцами):

  1. две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе в 2-3-х вариантах аппликатуры и арпеджио в умеренном движении (способ звукоизвлечения – традиционно принятый для домры);
  2. отдельные аккорды (трезвучия, аккорды с прибавленной секстой и ноной, септаккорды мажора и минора Д7, ДII, уменьшенный (четвертями в двух-трех расположениях);
  3. классическую пьесу или часть циклического произведения в сопровождении фортепиано (плектором);
  4. две разнохарактерные пьесы (уровень выпускного класса ДМШ);
  5. две эстрадно-джазовые пьесы.

 

2 Исполнение программы по виду «Эстрадное пение:

  1. исполнить две эстрадно-джазовые композиции (песни) на русском и английском языках;
  2. исполнить народную песню без сопровождения;
  3. исполнить романс или песню на родном языке.

3 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Музыкальное искусство эстрады» устанавливаются экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте:

  1. для поступающих в класс фортепиано – в объеме требований по сольфеджио и музыкальной грамоте специальности «Фортепиано»;
  2. для поступающих в класс духовых и ударных инструментов – в объеме требований по специальности «Оркестровые духовые и ударные инструменты»;
  3. для поступающих в класс гитары (бас-гитары) – в объёме требований по специальности «Инструменты народного оркестра» (гитара, домра, балалайка).

При этом они должны свободно владеть всеми практическими навыками курса (слуховой анализ, пение интервалов, аккордов, трезвучий, Д 7 и его обращения с разрешением, септаккордов побочных ступеней, звукорядов и примеров сольфеджио с листа в размерах 2/4, ?, 4/4, 5/4, 7/4, 9/8, 12/8 с различными интонационными ритмическими трудностями – скачки на неустойчивые интервалы, хроматизмы, отклонения, различные виды синкоп).

Абитуриенты пишут диктант в объёме требований по видам инструментов.

Экзаменационные требования по специальности

«Музыкальное звукооператорское мастерство»

1 Исполнение программы:

  1. демонстрация самостоятельных записей исполнителей и коллективов (дуэты, ансамбли, оркестры, вокальные произведения);
  2. реставрация записей;
  3. звуковой этюд.

Все работы сопровождаются экспликациями

Кроме того, поступающие должны владеть теоретическими знаниями по физике:

  1. природа звука (амплитуда, частота, период, фаза, длина волны, гармоники, форманты);
  2. слуховой аппарат человека. Бинауральные особенности слуха;
  3. аналоговый и цифровой сигнал;
  4. закон Ома.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, дитонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
    3. аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
    4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
    3. интервалы и аккорды от звука.
  5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
  2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
  3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.

Экзаменационные требования по специальности

073401 «Вокальное искусство»

Исполнение программы

а) две разнохарактерные народные песни;

русский романс;

песня башкирского композитора;

прочитать наизусть стихотворение или басню.

б) проверка вокальных данных – диапазон, тембр, чистота интонации.

Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны быть не моложе 17 лет.

Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны иметь:

- здоровый голосовой аппарат;

- отсутствие речевых дефектов;

- физическое здоровье;

- сценические внешние данные.

Все поступающие на специальность «Вокальное искусство» проходят медицинский осмотр врача — фониатра.

2 Сольфеджио и музыкальная грамота

Для поступающих на специальность «Вокальное искусство» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.

– по сольфеджио:

  1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
  2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырёх знаков в ключе.
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
    3. аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
    4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
  4. определить на слух:
    1. лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
    3. интервалы и аккорды от звука.
  5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

– по музыкальной грамоте:

  1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
  2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
  3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.

Экзаменационные требования по специальности

073002 «Теория музыки»

Поступающие на специальность «Теория музыки» экзаменуются на основе требований программы по сольфеджио, музыкальной грамоты и музыкальной литературы для ДМШ.

1 Сольфеджио

  1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4, диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
  2. спеть гамму – мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
  3. спеть в тональности:
    1. ступени;
    2. интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
    3. аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
  4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3 б);
  5. определить на слух:
    1. лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
    2. интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
    3. интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда).
  6. спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).

2 Музыкальная грамота

  1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
  2. уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
  3. знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
  4. сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональностей, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности;
  5. знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
  6. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие.
  7. в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны или характерные интервалы) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
  8. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
  9. читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.

Кроме диктанта, устного экзамена по сольфеджио и музыкальной грамоте, поступающие на специальность «Теория музыки» пишут письменную работу по музыкальной грамоте, в которую входят:

  1. пример на транспозицию;
  2. построение от заданного звука интервалов и аккордов;
  3. группировка;
  4. определение и построение интервалов и аккордов в тональности;
  5. построение хроматической гаммы (мажорной или минорной).

Время написания работы 45 минут.

3 Музыкальная литература

Поступающие на специальность «Теория музыки» сдают экзамен по музыкальной литературе. Экзаменационные требования по данному предмету устанавливаются в объёме программы по музыкальной литературе ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.

Поступающие должны:

  1. рассказать биографию композитора;
  2. сделать разбор музыкального произведения;
  3. определить на слух 6-8 отрывков из пройденных сочинений.

Необходимым требованием является знание музыкальной жизни страны и своей республики, основных исторических событий. Наличие определенного кругозора в области культуры и искусства, а также владение навыками литературной речи.

Перечень композиторов для вступительного экзамена:

И. С. Бах Жизненный и творческий путь
Клавирное творчество
Органные произведения
И. Гайдн Жизненный и творческий путь
Симфония №103
Соната ми-минор
В. А. Моцарт Жизненный и творческий путь
Соната Ля-мажор, Кёхель №11
Опера «Свадьба Фигаро»
Л. В. Бетховен Жизненный и творческий путь
Соната ор.13 №8 «Патетическая»
Симфония № 5
Увертюра «Эгмонт»
Ф. Шуберт Жизненный и творческий путь
Песни (по собственному выбору)
Фортепианные произведения (по собственному выбору)
Симфония №8 си-минор, «Неоконченная»
Ф. Шопен Жизненный и творческий путь
Мазурки (по собственному выбору)
Полонез Ля-мажор
Вальс до-диез минор
Прелюдии (по собственному выбору)
Этюды (по собственному выбору)
Ноктюрн фа-минор
М. И. Глинка Жизненный и творческий путь
Опера «Иван Сусанин»
Романсы и песни (по собственному выбору)
А. С. Даргомыжский Жизненный и творческий путь
Опера «Русалка»
Романсы и песни (по собственному выбору)
М. П. Мусоргский Жизненный и творческий путь
Опера «Борис Годунов»
Песни (по собственному выбору)
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
А. П. Бородин Жизненный и творческий путь
Опера «Князь Игорь»
Симфония №2 си-минор «Богатырская»
Н. А. Римский-Корсаков Жизненный и творческий путь
Опера «Снегурочка»
Симфоническая картина «Шехерезада»
П. И. Чайковский Жизненный и творческий путь
Симфония № 1 «Зимние грёзы»
Опера «Евгений Онегин»
С. С. Прокофьев Жизненный и творческий путь
Кантата «Александр Невский»
Симфония № 7
Д. Д. Шостакович Жизненный и творческий путь
Симфония № 7 «Ленинградская»
24 прелюдии и фуги (обзор)
А. И. Хачатурян Жизненный и творческий путь
Концерт для скрипки с оркестром
З.Г. Исмагилов Жизненный и творческий путь
Опера «Салават Юлаев» (обзор)
Н.Г. Сабитов Жизненный и творческий путь
Фортепианное творчество (обзор)
Р.А. Муртазин Жизненный и творческий путь
Симфоническое творчество (обзор)

 

4 Фортепиано

Поступающие на специальность «Теория музыки» сдают экзамен по фортепиано:

  1. полифоническое произведение 2-3 голосного склада;
  2. произведение крупной формы (I-ю часть сонаты или сонатины)
  3. пьесу;
  4. этюд.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Поступающие на художественное отделение по специальностям 071001 «Живопись», 072501 «Дизайн» сдают экзамены по художественным дисциплинам в следующем объёме:

1  РИСУНОК

Натюрморт из двух-трех предметов, простых по форме, локальных по окраске, на простом фоне (одним из предметов натюрморта может быть простейший гипсовый орнамент невысокого рельефа). Постановка ставится при контрастном освещении. Материал – карандаш, бумага.

Требования, предъявляемые к экзаменационному рисунку: поступающий должен скомпоновать рисунок натюрморта, их пропорции, характер и форму в условиях данного освещения.

2  ЖИВОПИСЬ

Натюрморт из двух-трех предметов быта, простых по форме, ясных по цвету, разнообразных по материалу, на фоне одноцветной драпировки. Задание выполняется при дневном освещении. Материал – акварель или масло, бумага, холст или картон. Требования, предъявляемые к экзаменационному этюду: поступающий должен верно передать форму, цветовые и тональные отношения предметов в пространстве.

3  КОМПОЗИЦИЯ
  1. эскиз композиции на заданную тему;
  2. эскиз композиции на свободную тему.

Материал – по выбору поступающего (акварель, масло, гуашь, бумага и др.).

Поступающий выполняет эскиз или несколько вариантов эскиза на одну из предложенных тем (историческая, историко-революционная, литературная, сказочная, фантастическая, жанрово-бытовая).

Поступающий должен проявить способность образно выражать свой замысел на основе наблюдательности и воображения.

 

Специальности
Не успели решишь, где - заходи. Muz Magazin Yamaha RU - пианино в России. . Черная икра купить. Где купить черную икру .