Экзаменационные требования
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Экзаменационные требования по специальности
073101 «Инструментальное исполнительство»
по виду «Фортепиано»
1 Исполнение программы
- полифоническое произведение 2-3-х – голосного склада;
- произведение крупной формы (I-я часть сонаты, рондо, вариации);
- два этюда на различные виды техники;
- пьеса;
- пьеса башкирского композитора (по желанию).
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Фортепиано» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4, диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
- спеть гамму – мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
- аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3 б);
- определить на слух: а) лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени; б) интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3); в) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда).
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
- уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
- знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
- сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональностей, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности;
- знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
- строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
- в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны или характерные интервалы) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
- строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.
по виду «Оркестровые струнные инструменты»
1 Исполнение программы
– по классу скрипки и альта:
- трехоктавная гамма (мажорная или минорная по 4, 8, 12 и 24 звука легато), трезвучия с обращениями, ум 7 и Д 7 и арпеджио (по 3 и 4 звука легато);
- мажорная и минорная гамма в терцию, сексту и октаву в пределах первых трёх позиций (по 1 и 2 звука легато) в умеренном движении;
- два этюда на различные виды техники;
- одно произведение крупной формы (одну-две части сонаты или концерта);
- две разнохарактерные пьесы.
– по классу виолончели:
- трехоктавная гамма (мажорная или минорная) по 4, 8, 16 звуков легато и арпеджио в умеренном движении;
- мажорная и минорная гамма в терцию, сексту и октаву в пределах первых трёх позиций (по 1 и 2 звука легато) в умеренном движении;
- два этюда на различные виды техники;
- произведение крупной формы (одну-две части сонаты или концерта);
- две разнохарактерные пьесы.
– по классу контрабаса:
- одна гамма;
- один этюд;
- две разнохарактерные пьесы или несложное сочинение крупной формы.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Оркестровые струнные инструменты» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
- спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
- аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
- спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б и в).
- определить на слух:
- лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
- знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноимённые и энгармонические тональности;
- уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
- сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей;
- знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
- строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
- строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны и характерные), определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
- читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.
Для поступающих на специальность «Оркестровые струнные инструменты» (по классу контрабаса) экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4 – диктуется 12 раз; ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа;
- спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе;
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3б,в;
- определить на слух:
- лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
- интервалы и аккорды от звука (в соответствии с интонационными упражнениями п.3);
- спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
- строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
- строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- строить в тональностях до 4-х знаков главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
1 Исполнение программы
– по классу духовых инструментов:
- две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе, стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
- один этюд;
- две разнохарактерные пьесы или одну часть крупной формы.
– по классу ударных инструментов исполнить на ксилофоне:
- две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе в умеренном движении и арпеджио;
- одну-две пьесы или часть крупной формы.
– исполнить на малом барабане:
- ритмические фигуры (двойки, тройки, ритмические комбинации);
- один-два этюда.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Оркестровые духовые и ударные инструменты» экзаменационные требования по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
- спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
- аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
- спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б и в).
- определить на слух:
- лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
- Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, ?, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре.
- строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
- строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- в мажорных и минорных тональностях до 4-х знаков в ключе строить главные трезвучия и их обращения, Д 7 с обращениями, вводные септаккорды.
по виду «Инструменты народного оркестра»
1 Исполнение программы
по классу баяна, аккордеона:
- одно полифоническое произведение;
- одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины);
- одна пьеса;
- один этюд;
- обработка народной песни.
по классу домры, балалайки, гитары:
- две разнохарактерные пьесы;
- один этюд.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Инструменты народного оркестра» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио
- написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
- спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
- определить на слух:
- лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
- интервалы и аккорды от звука.
- спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
- строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
- строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
по виду «Национальные инструменты народов России»
1 Исполнение программы
по классу курая и баяна:
- исполнение двух-трёх разнохарактерных народных мелодий (башкирских, татарских, русских т.д.);
- умение импровизировать.
по классу думбыры и кыл-кубыза:
- проверка музыкальных данных (слух, ритм, музыкальная память)
- исполнение 2-х кубаиров.
Поступающие на специальность «Национальные инструменты народов России» должны знать историю и культуру своего народа, уметь исполнять несложные народные песни, тонко передавать их содержание.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
- спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
- определить на слух:
- лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
- интервалы и аккорды от звука.
- спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
- строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
- строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
Экзаменационные требования по специальности
073502 «Хоровое дирижирование»
1 В экзамен по специальности «Хоровое дирижирование» включается:
- дирижирование одного произведения;
- проверка музыкальных данных и дирижёрского аппарата (руки);
- игра на фортепиано несложной песни (с тактированием);
- исполнение двух произведений (народная песня, романс);
- прочитать стихотворение наизусть.
Все поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» проходят медицинский осмотр врача — фониатра. Поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» должны иметь:
- здоровый голосовой аппарат;
- отсутствие речевых дефектов.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Хоровое дирижирование» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов, в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, ?, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
- спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
- аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д.7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7)
- спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б, в).
- определить на слух:
- лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды от звуков;
- интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, ?, 4/4 в объеме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
- сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей;
- знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
- строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
- лююи от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды.
3 Фортепиано
Поступающие на специальность «Хоровое дирижирование» сдают экзамен по фортепиано:
- полифоническое произведение 2-3 голосного склада;
- одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины)
- одну пьесу;
- один этюд.
Экзаменационные требования по специальности
070214 «Музыкальное искусство эстрады»
1 Исполнение программы по виду «Инструменты эстрадного оркестра»
– по классу фортепиано:
- два этюда на различные виды техники;
- одно полифоническое произведение двух-трёх голосного склада;
- одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины )
- эстрадно-джазовые пьесу.
– по классу духовых инструментов (саксофон, тромбон, труба):
- две гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
- один этюд;
- две разнохарактерные пьесы (в том числе кантиленного характера) или части циклического произведения;
- одну эстрадно-джазовую пьесу.
– по классу ударных инструментов исполнить на ударной установке:
- основные технические приемы (одиночные и двойные удары, ритмические комбинации);
- полиритмический этюд (на совместную работу рук и ног);
- небольшое соло (8-16 тактов);
- три-четыре разновидности фактуры аккомпанемента в эстрадно-танцевальной джазовой музыке.
– по классу бас-гитары:
исполнить разными способами звукоизвлечения (плектором или пальцами):
- две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе в умеренном движении и арпеджио;
- два разнохарактерных этюда (технический и ритмо – стилистический);
- классическую пьесу или часть циклического произведения;
- одну эстрадно-джазовую пьесу.
– по классу гитары и электрогитары:
исполнить разными способами звукоизвлечения (плектором или пальцами):
- две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков в ключе в 2-3-х вариантах аппликатуры и арпеджио в умеренном движении (способ звукоизвлечения – традиционно принятый для домры);
- отдельные аккорды (трезвучия, аккорды с прибавленной секстой и ноной, септаккорды мажора и минора Д7, ДII, уменьшенный (четвертями в двух-трех расположениях);
- классическую пьесу или часть циклического произведения в сопровождении фортепиано (плектором);
- две разнохарактерные пьесы (уровень выпускного класса ДМШ);
- две эстрадно-джазовые пьесы.
2 Исполнение программы по виду «Эстрадное пение:
- исполнить две эстрадно-джазовые композиции (песни) на русском и английском языках;
- исполнить народную песню без сопровождения;
- исполнить романс или песню на родном языке.
3 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Музыкальное искусство эстрады» устанавливаются экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте:
- для поступающих в класс фортепиано – в объеме требований по сольфеджио и музыкальной грамоте специальности «Фортепиано»;
- для поступающих в класс духовых и ударных инструментов – в объеме требований по специальности «Оркестровые духовые и ударные инструменты»;
- для поступающих в класс гитары (бас-гитары) – в объёме требований по специальности «Инструменты народного оркестра» (гитара, домра, балалайка).
При этом они должны свободно владеть всеми практическими навыками курса (слуховой анализ, пение интервалов, аккордов, трезвучий, Д 7 и его обращения с разрешением, септаккордов побочных ступеней, звукорядов и примеров сольфеджио с листа в размерах 2/4, ?, 4/4, 5/4, 7/4, 9/8, 12/8 с различными интонационными ритмическими трудностями – скачки на неустойчивые интервалы, хроматизмы, отклонения, различные виды синкоп).
Абитуриенты пишут диктант в объёме требований по видам инструментов.
Экзаменационные требования по специальности
«Музыкальное звукооператорское мастерство»
1 Исполнение программы:
- демонстрация самостоятельных записей исполнителей и коллективов (дуэты, ансамбли, оркестры, вокальные произведения);
- реставрация записей;
- звуковой этюд.
Все работы сопровождаются экспликациями
Кроме того, поступающие должны владеть теоретическими знаниями по физике:
- природа звука (амплитуда, частота, период, фаза, длина волны, гармоники, форманты);
- слуховой аппарат человека. Бинауральные особенности слуха;
- аналоговый и цифровой сигнал;
- закон Ома.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, дитонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
- спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
- определить на слух:
- лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
- интервалы и аккорды от звука.
- спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
- строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
- строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
Экзаменационные требования по специальности
073401 «Вокальное искусство»
Исполнение программы
а) две разнохарактерные народные песни;
русский романс;
песня башкирского композитора;
прочитать наизусть стихотворение или басню.
б) проверка вокальных данных – диапазон, тембр, чистота интонации.
Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны быть не моложе 17 лет.
Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны иметь:
- здоровый голосовой аппарат;
- отсутствие речевых дефектов;
- физическое здоровье;
- сценические внешние данные.
Все поступающие на специальность «Вокальное искусство» проходят медицинский осмотр врача — фониатра.
2 Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Вокальное искусство» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
- написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов минора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шестнадцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
- спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырёх знаков в ключе.
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
- определить на слух:
- лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
- интервалы и аккорды от звука.
- спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
- знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
- строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
- строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
Экзаменационные требования по специальности
073002 «Теория музыки»
Поступающие на специальность «Теория музыки» экзаменуются на основе требований программы по сольфеджио, музыкальной грамоты и музыкальной литературы для ДМШ.
1 Сольфеджио
- написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4, диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
- спеть гамму – мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
- спеть в тональности:
- ступени;
- интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
- аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
- спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3 б);
- определить на слух:
- лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступени;
- интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
- интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда).
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
2 Музыкальная грамота
- знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
- уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
- знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
- сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и минорную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минорной тональностей, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности;
- знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
- строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие.
- в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны или характерные интервалы) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
- строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
- читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.
Кроме диктанта, устного экзамена по сольфеджио и музыкальной грамоте, поступающие на специальность «Теория музыки» пишут письменную работу по музыкальной грамоте, в которую входят:
- пример на транспозицию;
- построение от заданного звука интервалов и аккордов;
- группировка;
- определение и построение интервалов и аккордов в тональности;
- построение хроматической гаммы (мажорной или минорной).
Время написания работы 45 минут.
3 Музыкальная литература
Поступающие на специальность «Теория музыки» сдают экзамен по музыкальной литературе. Экзаменационные требования по данному предмету устанавливаются в объёме программы по музыкальной литературе ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.
Поступающие должны:
- рассказать биографию композитора;
- сделать разбор музыкального произведения;
- определить на слух 6-8 отрывков из пройденных сочинений.
Необходимым требованием является знание музыкальной жизни страны и своей республики, основных исторических событий. Наличие определенного кругозора в области культуры и искусства, а также владение навыками литературной речи.
Перечень композиторов для вступительного экзамена:
|
|
И. С. Бах |
Жизненный и творческий путь |
|
Клавирное творчество |
|
Органные произведения |
И. Гайдн |
Жизненный и творческий путь |
|
Симфония №103 |
|
Соната ми-минор |
В. А. Моцарт |
Жизненный и творческий путь |
|
Соната Ля-мажор, Кёхель №11 |
|
Опера «Свадьба Фигаро» |
Л. В. Бетховен |
Жизненный и творческий путь |
|
Соната ор.13 №8 «Патетическая» |
|
Симфония № 5 |
|
Увертюра «Эгмонт» |
Ф. Шуберт |
Жизненный и творческий путь |
|
Песни (по собственному выбору) |
|
Фортепианные произведения (по собственному выбору) |
|
Симфония №8 си-минор, «Неоконченная» |
Ф. Шопен |
Жизненный и творческий путь |
|
Мазурки (по собственному выбору) |
|
Полонез Ля-мажор |
|
Вальс до-диез минор |
|
Прелюдии (по собственному выбору) |
|
Этюды (по собственному выбору) |
|
Ноктюрн фа-минор |
М. И. Глинка |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Иван Сусанин» |
|
Романсы и песни (по собственному выбору) |
А. С. Даргомыжский |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Русалка» |
|
Романсы и песни (по собственному выбору) |
М. П. Мусоргский |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Борис Годунов» |
|
Песни (по собственному выбору) |
|
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» |
А. П. Бородин |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Князь Игорь» |
|
Симфония №2 си-минор «Богатырская» |
Н. А. Римский-Корсаков |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Снегурочка» |
|
Симфоническая картина «Шехерезада» |
П. И. Чайковский |
Жизненный и творческий путь |
|
Симфония № 1 «Зимние грёзы» |
|
Опера «Евгений Онегин» |
С. С. Прокофьев |
Жизненный и творческий путь |
|
Кантата «Александр Невский» |
|
Симфония № 7 |
Д. Д. Шостакович |
Жизненный и творческий путь |
|
Симфония № 7 «Ленинградская» |
|
24 прелюдии и фуги (обзор) |
А. И. Хачатурян |
Жизненный и творческий путь |
|
Концерт для скрипки с оркестром |
З.Г. Исмагилов |
Жизненный и творческий путь |
|
Опера «Салават Юлаев» (обзор) |
Н.Г. Сабитов |
Жизненный и творческий путь |
|
Фортепианное творчество (обзор) |
Р.А. Муртазин |
Жизненный и творческий путь |
|
Симфоническое творчество (обзор) |
|
|
4 Фортепиано
Поступающие на специальность «Теория музыки» сдают экзамен по фортепиано:
- полифоническое произведение 2-3 голосного склада;
- произведение крупной формы (I-ю часть сонаты или сонатины)
- пьесу;
- этюд.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Поступающие на художественное отделение по специальностям 071001 «Живопись», 072501 «Дизайн» сдают экзамены по художественным дисциплинам в следующем объёме:
1 РИСУНОК
Натюрморт из двух-трех предметов, простых по форме, локальных по окраске, на простом фоне (одним из предметов натюрморта может быть простейший гипсовый орнамент невысокого рельефа). Постановка ставится при контрастном освещении. Материал – карандаш, бумага.
Требования, предъявляемые к экзаменационному рисунку: поступающий должен скомпоновать рисунок натюрморта, их пропорции, характер и форму в условиях данного освещения.
2 ЖИВОПИСЬ
Натюрморт из двух-трех предметов быта, простых по форме, ясных по цвету, разнообразных по материалу, на фоне одноцветной драпировки. Задание выполняется при дневном освещении. Материал – акварель или масло, бумага, холст или картон. Требования, предъявляемые к экзаменационному этюду: поступающий должен верно передать форму, цветовые и тональные отношения предметов в пространстве.
3 КОМПОЗИЦИЯ
- эскиз композиции на заданную тему;
- эскиз композиции на свободную тему.
Материал – по выбору поступающего (акварель, масло, гуашь, бумага и др.).
Поступающий выполняет эскиз или несколько вариантов эскиза на одну из предложенных тем (историческая, историко-революционная, литературная, сказочная, фантастическая, жанрово-бытовая).
Поступающий должен проявить способность образно выражать свой замысел на основе наблюдательности и воображения.